Лечебно-профилактические учреждения

Лекарства и медицинские новости

Отзыв на зконопроект "Об ОМС", находящийся в Минздравсоцразвитии

E-mail Печать PDF

Замечания к проекту ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" 1. Законопроект содержит позиции (ст. 8 ") о закреплении за Федеральным фондом ОМС в лице его территориальных органов (ТФОМС) функции страховщика, противоречащие нормам о необходимости наличия у страховщика лицензии на осуществление ОМС и соблюдения лицензионного законодательства РФ: - ст. 938 ГК РФ ("В качестве страховщиков договоры страхования могут заключать юридические лица, имеющие разрешения (лицензии) на осуществление страхования соответствующего вида") - ч. 1 ст. 6 Закона РФ "Об организации страхового дела в РФ" (Страховщики - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получившие лицензии в установленном настоящим Законом порядке"). Статья 3 проекта не содержит специального толкования термина "страховщик", т.о., в законопроекте должно использоваться общеупотребительное значение данного термина: лицо, осуществляющее страхование, т.е. страховая компания. В п. 5 ст. 3 указано, что "5) страховое обеспечение по обязательному медицинскому страхованию - исполнение страховой медицинской организацией обязательств, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи при наступлении страхового случая". Таким образом, предоставление страхового обеспечения (цель страхования) осуществляется исключительно страховой медицинской организацией. Необходимо исключение из законопроекта закрепления за ФОМС и его территориальными фондами функции страховщика. 2. С целью разграничения полномочий в системе ОМС необходимо Часть 3 ст. 10 необходимо дополнить предложением: "Страховые медицинские организации не входят в систему здравоохранения", существующем в ныне действующем Законе РФ 1991 года. 3. Законопроект в ч. 11 и ч. 12 ст. 38 "Организация контроля объемов, сроков и качества медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по территориальной программе обязательного медицинского страхования" устанавливает обязанность страховой медицинской организации иметь в штате экспертов качества медицинской, к которым предъявляется требование, обязывающее продолжать заниматься врачебной практикой, т.е. находиться в трудовых отношениях с третьим лицом - учреждением здравоохранения. Данная новелла противоречит: - норме ст. 37 Конституции РФ, устанавливающей гарантии: "1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. 2. Принудительный труд запрещен"; - норме ст. 3 Трудового Кодекса РФ, устанавливающей в РФ равные возможности для реализации своих трудовых прав: "Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника"; - норме ст. 4 Трудового Кодекса РФ, запрещающей в РФ принудительный труд, т.о. накладывает ограничения на конституционное право гражданина и возлагает противозаконные обязательства. Приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 19.12.1994 г.   286 (Положение о порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности) установлено требование для получения сертификата специалиста: исполнять трудовые функции практического врача учреждения здравоохранения. Таким образом, реализация нормы ч. 12 ст. 38 законопроекта: "12. Эксперт качества медицинской помощи проводит экспертизу качества медицинской помощи по своей основной медицинской специальности, определенной сертификатом специалиста" устанавливает неконституционное ограничение для врача - находиться в трудовых отношениях с третьим лицом - учреждением здравоохранения, чтобы получить сертификат специалиста. В целом, представленный законопроект является антирыночным (ликвидирует сложившуюся систему сдержек и противовесов), и существенно умаляет существующее право застрахованных лиц на независимую экспертизу качества медицинской помощи со стороны СМО, т.к. экспертиза становится прерогативой, так называемого эксперта, обязанного в соответствии с законопроектом находиться в трудовых отношениях с системой здравоохранения субъекта РФ, т.е. являться заинтересованным лицом.